Рисунок-обманка в художественной живописи

В мире изобразительного искусства существует удивительный технический прием, называемый Тромплей (от французского «rompe-l'œil» – обман зрения»). Прием позволяет окунуться в мир иллюзии, пофантазировать, а порой найти даже тайные знаки на полотнах или стенах, на которых творил художник. Рисунок-обманка как прием в искусстве существует уже очень давно. Когда художники начали понимать законы перспективы, живописцы начали рисовать стены и своды таким образом, что порой создавалась иллюзия трехмерного изображения, хотя на самом деле это было не так, и художники творили на абсолютно ровных поверхностях. Рисунок-обманка применяется в архитектуре, графике, интерьерной и монументальной живописи. Иллюзорное изображение в интерьере позволяет визуально расширить пространство, добавить деталей, которых возможно в реальности не существует. Таким образом, пространство наполняется объемом, за счет чего обостряются чувства зрителя. Такая живопись на стенах вызывает желание потрогать, перешагнуть из одной реальности в реальность воображаемую.


Невозможно представить искусство иллюзорного обмана без гениального испанского художника Сальвадора Дали или Рене Магритта из Бельгии. Художники создавали картины-парадоксы, так называемые «дваевзоры». Сюжет рисунков настолько нереальный, что наблюдатель видит существование нескольких образов по отдельности, и эти же образы являются неотъемлемой частью всего сюжета. Самая большая коллекция картин Сальвадора Дали в городе Фигерасе, в Каталонии. Посмотрите картину "Рынок рабов с исчезающим бюстом Вальтера", написанную в 1940 году. Отдаляясь или приближаясь к картине, вы увидите два совершенно разных изображения.

Оптические эффекты вышли за рамки холстов и помогают творить современным художникам, которые рисуют свои произведения на стенах домов или асфальте, создавая 3D-изображения. Пытаясь «обмануть» зрение и добиться нужного восприятия, мастера жанра превращают улицы городов в яркий калейдоскоп, где реальность уходит иногда из-под ног. И это может быть правдой, если вы стоите над нарисованной пропастью.

Нельзя считать рисунок-обманку гиперреалистическим искусством. В таких изображениях очень тонкая грань между условностью изображения и иллюзией, игрой, фантазией зрителя. Призрачные силуэты, завуалированные в контурах, не раскрывают себя. В таких художественных произведениях заложен скрытый смысл. Вроде ты смотришь на картину и видишь букет фиалок, перевязанный веревкой, но автор таким образом рассказывает целую историю. Историю о пристрастии Жозефины к фиолетовому цветку и о Наполеоне, который был женат второй раз на Марии-Луизе, единственной женщине, подарившей ему сына. В картине спрятаны все три профиля.
Фотография картины «Фиалки» автора Ж.Д.Э. Каню, которую можно увидеть в коллекции Британского музея.